0
0
0

Обзор лодочных болотоходов

Обзор лодочных болотоходов
Лодочные болотоходы это,  подвесные лодочные моторы  предназначенные для прохождения труднодоступных водоемов.
Это  заросшие травой речки и очень мелкие водоемы для прохождения которых, классический мотор не подойдет и скорее всего, будет поврежден.

Недостаток классических лодочных моторов состоит в том что все они имеют водяное охлаждение,  которое подразумевает под собой достаточный доступ воды к помпе охлаждения, к тому же они плохо переносят загрязненную воду, из за этого начинает очень быстро изнашиваться крыльчатка помпы, засоряться каналы системы охлаждения, на внутренних поверхностях блока цилиндров появляются сильные отложения которые,  в конечном счете приводят к еще большему ухудшению охлаждения цилиндров и  неминуемому выходу из строя самого мотора.  Ко всем прочим недостаткам, нужно добавить то что гребные винты классических моторов очень хорошо наматывают на себя водоросли  которые не то что бы мешают нормальной работе лодочного винта, но могут и вообще застопорить его работу.



Так каким же должен быть лодочный мотор лишенный всех этих недостатков?
На первый взгляд может показаться, что это должен быть водометный движитель, но и он не обеспечивает устранения вышеизложенных недостатков. Водомет, не смотря на то, что он может пропускать через себя мелкие камушки так же подвержен загрязнению и забиванию  травой приемной решетки и системы охлаждения, которая точно такая же как и у классического лодочного мотора., поэтому их эксплуатация крайне не желательна в сильно загрязненных водоемах. Их предназначение это мелкие горные реки или водоемы с относительно чистой водой.
Настоящий болотоход это мотор в первую очередь с воздушным охлаждением, для работы которого абсолютно не важна чистота водоема. В качестве таких двигателей производители применяют малогабаритные двигатели с воздушным охлаждением таких как ERMA или LIFAN. 
Двигатели ERMA, которые применяются на болотоходах SEA PRO, изготавливаются в Китае по лицензии компании HONDA. Это надежные  и современные моторы которые имеют длительный моторесурс. 


Теперь немного о дейдвуде лодочного болотохода
Их исполнение может быть нескольких видов:  с прямой передачей крутящего момента на гребной винт через длинный вал, с передачей с помощью гибкого вала в трубе ( принцип троса спидометра к примеру) и передача крутящего момента с помощью ременной передачи. (лодочные болотоходы Sea Pro
)

Теперь давайте рассмотрим каждый вид передачи в отдельности и попробуем понять, какой же привод наиболее предпочтителен.

Прямой привод в виде длинного вала в трубе.
Такой привод является самым надежным., в нем минимальное количество уязвимых деталей. Прямая передача с вала двигателя на гребной вал, два подшипника на концах трубы надежно защищены сальниками, нагрузка на эти подшипники минимальна. Из недостатков необходимо отметить то, что на таком болотоходе  удобно ходить только по открытым водоемам там, где есть достаточно места для маневренности.
Дело в том, что длинная труба с валом и гребным винтом сильно затрудняют его использование по заросшим, узким и виляющим протокам. С таким болотоходом зачастую попросту негде развернуться.

 
Привод в виде гибкого вала.
Эта конструкция так же имеет право на жизнь, она более компактна по сравнению с прямым приводом и обладает чуть большей маневренностью. Но у этого привода есть один существенный недостаток- это очень большие потери при вращении гибкого толстого троса в трубе, необходимость регулярной смазки, что означает приличную потерю мощности, а учитывая то что на болотоходах применяются моторы и так не большой мощности, то данный привод лучше применять на более мощных двигателях., но и тут нас поджидает неприятность – передача большого крутящего момента с гибким валом чревата его скорым износом и повреждением., к тому же трос при истирании отдельных его нитей склонен расплетаться, что приводит к заклиниванию всего узла.
Так же конструкция имеет повышенный уровень шума ввиду особенностей работы гибкого вала. 



 
Более продвинутой системой можно признать угловую передачу с крестовиной.
Такая система чуть более компактная, но на порядок надежнее.
Из недостатков можно отметить только то что угол изгиба вала сильно ограничен углом работы крестовины, который составляет примерно 10-15 грд. 
Так же конструкция имеет повышенную вибрацию. 

 


 
Ну и наконец, самый оптимальный и лишенный всех недостатков своих собратьев это угловой привод с ременной передачей.
Это наиболее компактный привод, который ни чем не уступает болотоходам с прямым приводом.
В таком приводе гребной вал так же заключен в герметичную трубу с подшипниками на концах, которые надежно защищены сальниками.
Эта конструкция очень надежна и не подвержена засорам износам и различным повреждениям, не имеет повышенного уровня шума и вибрации которым подвержены выше озвученные модели приводов.  
Приводится такой вал в движение с помощью зубчатого ремня.
Срок службы ремня достаточно большой, а в аварийной ситуации меняется за двадцать минут.
Держать его в лодке про запас не составляет ни какого труда.
Еще один плюс такой конструкции заключается в том что за счет возможности изменения диаметра шкивов гребного вала и вала двигателя можно более точно подобрать количество оборотов лодочного винта при изготовлении мотора.
Такие подвесные лодочные болотоходы выпускает компания SEA PRO  у которой в линейке имеются модели от 6 до 18 л.с., имеются так же модели с электрозапуском. 



 
Стоит так же обратить внимание на лодочные винты для болотоходных моторов.
Здесь так же имеется несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание.
Лодочный винт болотохода совсем не такой как у стандартного лодочного мотора.
Это двухлопастной винт выполнен из нержавеющей стали с толстыми лопастями, погнуть или сломать которые попросту невозможно.
Лодочные винты для болотоходов выполненные из алюминия, имеют значительно меньший запас прочности, поэтому выбор в пользу лодочного винта изготовленного из стали на наш взгляд очевиден.  




Изготовление болотохода под силу многим, собрать мотор из готовых узлов и агрегатов можно без особых усилий.
Особенно этот метод подойдет тем кто любит что то делать своими руками, эксперементировать и находить для себя наиболее подходящее решение. 

 
Комментарии